修心要论 «Трактат об основах совершенствования сознания». Трактат, авторство к-рого приписывается 5-му патриарху
чань-цзун Хун-жэню (601–674), скорее всего был составлен его учениками согласно наставлениям учителя. Это соч. является уникальным источником для изучения ранней традиции
чань-буддизма: оно как бы подводит итог первому периоду истории
чань — ведь именно после Хун-жэня начинается раскол на сев. и юж. школы, приведший к победе последней и становлению
чань в его классич. формах. С др. стороны, именно со времени 5-го патриарха начинается быстрое распространение и рост авторитета
чань-буддизма.
Осн. содержание трактата (помимо конкретных наставлений относительно техники медитации) составляет учение о постижении природы сознания как пути к пробуждению (санскр. бодхи, кит.
пути). Прежде всего, это «блюдение истинного сознания» (кит.
шоу чжэнь синь), т.е. осознание, прочувствование самой природы сознания как «природы Будды», изначально чистой и просветленной. При этом под сознанием имеются в виду не его конкретные состояния или содержание, речь идет именно о природе сознания, его сущностных характеристиках — «сознаньевости», присутствующей актуально, но незримо в любом акте и любом состоянии сознания, подобно тому как вода присутствует в любой волне.
В соч. используются два образа, ставшие впоследствии весьма распространенными в чаньских текстах. Первый — образ солнца. Подобно тому как солнце не меняет своей природы и продолжает сиять, будучи даже окутанным тучами, так же и истинная природа сознания остается вечно просветленной, несмотря на омрачение эмпирич. форм психики. Второй — образ зеркала. Зеркало, как и «изначальное сознание», ясно и чисто по своей природе и не меняет ее, даже будучи покрытым слоем пыли. Позднее Хун-жэнь согласится со своим учеником и преемником — 6-й патриархом
Хуй-нэном, сказавшим, что зеркало изначально просветленного сознания всегда чисто и никакой мирской пыли, омрачающей его, нет, она не сущностна, пуста, небытийна. Еще позднее др. чаньский мыслитель,
Цзун-ми (780–841), развивая метафору зеркала, сравнил его полированную (в то время — бронзовую) поверхность с сутью собств. природы, к-рая есть вечно присутствующий покой, а блеск, испускаемый поверхностью зеркала, — с деятельностью, функцией изначальной природы, к-рая есть вечно присутствующая осознанность; отраженные в зеркале образы он уподобил обусловленному существованию, к-рое выражается через психофизич. функции организма; эти образы пусты и лишены субстанциальности.
В трактате не утверждается исключительность чаньской практики, к-рая рассматривается в связи с практикой др. буд. школ: в частности, Хун-жэнь не отрицает «молитвенного делания» школы Чистой земли (
цзинту-цзун), почитающей превыше всего будду Амитабху (
Амито-фо) и верящей в то, что наилучший путь к освобождению — вера в его спасительную силу и сосредоточенное повторение его имени. Не отрицая благого характера «памятования о Будде» (
нянь фо — сосредоточенное повторение формулы «Поклонение будде Амитабхе», кит. «Наму Aмито-фо»), Хун-жэнь лишь указывает на то, что путь непосредств. постижения природы сознания более прямо и быстро приводит к пробуждению в течение одной жизни (характерно, что синтез школ
чань и «Чистой земли» существовал на протяжении всей истории этих школ вплоть до наст. времени).
Для обоснования своего учения Хун-жэнь постоянно обращается к сутрам и шастрам, что опровергает утверждения о пренебрежении последователей школы
чань к слову
Будды и буд. философии. В действительности тезис
чань о передаче истины «без опоры на письменные знаки» (
бу ли вэнь цзы) не предполагает умаления духовного значения канонич. и филос. соч.: с одной стороны, он имеет отношение к практике «наложения печати Дхармы», предполагавшей непосредств. переживание учеником психич. состояния учителя, а с другой — предупреждает против мертвящей схоластики, подменявшей живой опыт переживания изначальной просветленности сознания рассудочно-абстрактным штудированием текстов.
Трактат Хун-жэня был практически забыт в Китае после X–XI вв.; сохранилась его рукопись, к-рая была найдена в нач. ХХ вв. в заброшенном монастырском комплексе в Дуньхуане (сев.-зап. Китай, совр. пров. Ганьсу). В Корее трактат Хун-жэня был опубл. в 1570 под назв. «Трактат о наивысшей Колеснице». В 1716 он был впервые издан в Японии и включен в текст япон. Трипитаки (на кит. яз.).
Источники: ТСД. Т. 45. Токио, 1968;
Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. СПб., 1998.
Литература: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. М., 2000; Философия китайского буддизма / Пер. с кит., вступит. Ст., предисл. И коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 2001;
Pachow W.A. Buddhist Discourse on Meditation from Tun-huang // University of Ceylon Review. 1963. Vol. 21. № 1;
idem. Chinese Buddhism: Aspects of Interaction and Reinterpretation. Bost., 1980;
McRae J.R. The Northern School and the Formation of Early Ch’an Buddhism // Studies in East Asian Buddhism. Hawaii, 1987. Vol. 3.
По материалам Е.А. Торчинова Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 593-594.